дизайн   регистрация торговых марок   брендинг   упаковка   регистрация патентов   дизайн торговой марки    логотип   фирменный стиль
Александр Франц и партнеры
Агентство по брендингу и защите интеллектуальной собственности

По мнению Александра Франца, руководителя компании "Александр Франц и партнеры", нужно юридически защитить уникальные алтайские сыры и масло, и муку.

Два конкурирующих объединения пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края параллельно ведут работу по регистрации права на использование наименования "Алтайский мед". Одно из них — Союз пчеловодов и переработчиков, которое возглавляет Сергей Тастан. Другое — Ассоциация переработчиков пчелопродукции под руководством Константина Владимирского. Последнее объединение собрало пакет документов и направило его в Роспатент. А Союз пчеловодов направил туда же письмо, в котором оспорил право ассоциации на регистрацию наименования. Если какому-то из объединений удастся зарегистрировать марку "Алтайский мед", то оно получит право контролировать ее использование на рынке.

В Барнауле впервые организована медовая ярмарка. Фото: Олег Богданов.

Он светится

Юридически бренд "Алтайский мед" сейчас проходит регистрацию как наименование места происхождения товара (НМПТ, подробнее см. "Справку"). Константин Владимирский рассказал, что заявка была направлена от имени краевого кооператива "Алтай — медовый край", в котором он тоже выступает руководителем. Сейчас заявка проходит экспертизу по существу. Рос­патент может проводить ее в течение года.

По словам Владимирского, в целом на регистрацию наименования будет затрачено примерно 350 тыс. рублей. Из них 100 тыс. рублей — средства краевого гранта, который был предоставлен АлтГУ на разработку методики анализа меда. В университете сообщили, что данный грант был получен по конкурсу. Инициатором включения работ по созданию данной методики в грантовую программу стало краевое управление по пищевой и перерабатывающей промышленности.

В итоге АлтГУ предложил использовать спектрофотометрический анализ меда. Комментариев от эксперта университета о том, что представляет собой данная методика, на день сдачи номера получить не удалось. Роман Тимофеев, директор компании "СпецАналитикЦентр", которая создана на базе бизнес-инкубатора АлтГУ и занимается коммерциализацией указанной методики анализа меда, рассказал о ней так: "Грубо говоря, мед каждого региона светится по-своему. Спектроскопия меда из одного региона

кардинально отличается от спектроскопии меда из другого региона. Это обусловлено тем, что состав меда из разных регионов отличается".

Если Роспатент ответит на заявку кооператива положительно, то любому пчеловоду, чтобы получить право на использование НМПТ, нужно будет представить мед на подобный анализ. Сейчас только одна компания в крае его проводит — "СпецАналитикЦентр". По словам Владимирского, стоить подобный анализ будет порядка 350 рублей.

Смотрят на пыльцу

В свою очередь Сергей Тастан рассказал, что Союз пчеловодов и переработчиков в сотрудничестве с рядом университетов России уже в течение нескольких лет ведет исследования образцов алтайского меда с целью выявления его уникальности. И предположительно весной 2014 года в объединении будет пакет документов, необходимых для заявки на регистрацию НМПТ. Эксперты, которые работают с данным объединением, используют иной метод анализа меда — по пыльцевым зернам. Тастан убежден, что лишь с помощью этой методики можно установить уникальность алтайского меда.

"По химическому и минеральному составу невозможно определить место происхождения меда и его натуральность. Сейчас существуют способы сделать искусственный мед с любым необходимым химическим и минеральным составом, — говорит Тастан. — Это и выгодно переработчикам, производящим фальсифицированный продукт. Они смогут положить в банку, что захотят. На самом деле уникальным в алтайском меде является набор пыльцевых зерен. Технология анализа и идентификации меда по пыльцевым зернам широко используется в России и в мире. Набор зерен в меде разных регионов отличается. В нашем регионе богатый букет разнотравья, этим и объясняется уникальность алтайского меда".

Тастан также апеллирует к тому, что ассоциация не представляет большинство производителей меда в регионе. "По Гражданскому кодексу и регламенту, определяющему порядок регистрации НМПТ, это могут сделать только организации, представляющие большинство производителей продукции региона, ведь они претендуют на "региональность", а не на место нахождения их личного бизнеса. Наша организация объединяет именно производителей и переработчиков пчелопродукции всего Алтайского края", — утверждает он.

"Если кооператив "Алтай — медовый край" зарегистрирует НМПТ "Алтайский мед", то он, скорее всего, будет давать возможность пользоваться маркой только членам кооператива, — предполагает Тастан. — Процедура вступления в него довольно сложная и долгая. Нужно собрать целый пакет документов, организовать собрание и на нем принять решение о включении новых членов, дождаться внесения изменений в ЕГРЮЛ кооператива. Еще нужно заплатить членский взнос. И руководители кооператива могут установить любую сумму. Далеко не каждый пчеловод захочет пройти эту процедуру. А вступить в наш союз пчеловодов — дело пяти минут. Нужно только написать заявление".

Получить право на использование НМПТ самостоятельно через обращение в Роспатент обычному пчеловоду, по оценке Тастана, тоже будет непросто. "И представьте, если все пчеловоды и переработчики из Алтайского края направят такие заявки. Роспатент просто не справится с ними", — говорит он. Все эти аргументы Сергей Тастан изложил в письме, которое направил в Роспатент. Ответ на него пока не получен.

За и против

По словам Лили Бурмистровой, заместителя директора НИИ пчеловодства Россельхоз­академии, чтобы установить особенности меда из региона, нужно в течение нескольких лет вести целый комплекс анализов — пыльцы, минерального состава, спектра углеводов и др. "Если рассматривать только один показатель, то мед будет легко фальсифицировать, — говорит она. — Вообще, отнесение меда к тому или иному региону очень условно. Происхождение товара мы устанавливаем по месту нахождения пасеки, на которой получен мед, что подтверждается документами. Может быть, имеет смысл говорить об уникальности меда с дикоросов Алтая, но не с посевных культур. В прошлом году мы комплексно анализировали гречишный мед Алтайского края и Белгородской области — отличий почти не было".

По мнению Александра Франца, руководителя юридической компании "Александр Франц и партнеры", в Алтайском крае можно было бы зарегистрировать НМПТ еще и на сыр, масло, муку. "Сейчас на алтайский сыр существует ГОСТ, и его могут делать все предприятия России, соблюдая стандарт. В случае регистрации НМПТ это было бы исключено", — говорит он.

Справка

Наименование места происхождения товара (НМПТ) — объект интеллектуальной собственности, который позволяет закрепить за производителем региона право на использование этого наименования. Право на регистрацию НМПТ имеют физ- и юрлица, производящие уникальный товар. Его особенности должны быть обусловлены природными условиями конкретного региона или так называемыми "людскими факторами" — технологией или традициями производства.

Производитель, который зарегистрировал НМПТ, не имеет исключительного права на его использование. Другие производители этого же региона могут обратиться с заявлением в Роспатент и доказать, что они тоже выпускают товар, соответствующий ранее определенным характеристикам. В случае если НМПТ регистрируют ассоциации или кооперативы, то все члены этих объединений могут использовать наименование. Правообладатель НМПТ может подать в суд на того, кто использует наименование, не имея соответствующего свидетельства из Роспатента. За незаконное использование НМПТ предусмотрена административная и уголовная ответственность — изъятие контрафактной продукции, штраф от 10 тыс. до 5 млн. рублей.

Источник: http://altapress.ru/story/109912