дизайн   регистрация торговых марок   брендинг   упаковка   регистрация патентов   дизайн торговой марки    логотип   фирменный стиль
Александр Франц и партнеры
Агентство по брендингу и защите интеллектуальной собственности

Правила поведения при полицейских проверках

Любая проверка, будь то со стороны правоохранительных, фискальных органов, различных ведомств, всегда с одной стороны неожиданность, но с другой - событие, которое было подготовлено и которому предшествовали определенные действия, как со стороны проверяющих,так и сос тороны проверяемых.Поэтому, внезапную проверку, в каком-то смысле можно пронозировать, а значит быть подготовленным к ней.

Полицейские проверки отличаются тем, что могут происходить как самостоятельно, по инициативе органов внутренних дел, так и в качестве сопровождающего основную, например налоговую. проверку, элемента.

Как и с какими целями полиция вообще может появиться в офисе вашей организации,включая и церковный офис?

Прежде всего это могут быть представители территориальных органы внутренних дел: участковый уполномоченный, сотрудник, начальник территориального органа ВД или его заместитель.Это могут быть службы органов внутренних дел, занимающихся экономическими преступлениями (ОБЭП, УНП), ДЭП ( городской УБЭП, городской УНП, окружные ОБЭП и ОНП).Вне привязки “к земле”, как говорят сами полицейские, в рамках расследования открытых уголовных дел могут прийти сотрудники криминальной полиции, следователи, дознаватели из любого органа внутренних дел РФ и мотивы прихода могут быть различными.

Согласно федерального закона «О полиции» сотрудники внутренних дел имеют право участвовать в совместных проверках по запросу других контролирующих органов, например налоговой службы,таможни, МЧС, органов опеки и попечительства и др. Так, право налоговых органов проводить выездные проверки с участием органов МВД закреплено в ст.36 НК РФ п.3 ст.82 , где определен порядок взаимодействия ФНС РФ с другими государственными контролирующими органами, в том числе и МВД. Порядок взаимодействия органов МВД и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, регламентируется также приложением№1 к приказу МВД РФ от 22 января 2004 г №76/ФС-3-06/37.

Если проверка происходит не совместно с другими органами и представителями ведомств, а также происходит не в рамках возбужденного уголовного дела, которое не обязательно касается вас, вашей организации или сотрудников (а например лица, с которым вы или кто-то из сотрудников

имели контакты и вы рассматриваетесь полицией в качестве свидетеля), то целью проверки всегда является – сбор информации. Конечной целью любой полицейской проверки является по возможности возбуждение уголовного дела. Если бы информации, и которой можно было бы понять о наличии состава преступления, у полиции имелась, то не требовалась бы и проверка. в таком случае это были бы уже следственные действия.

Исходя из этой цели необходимо и строить свою “защиту” при проведении проверки.

Следует также понимать, что полиция зачастую просто проверяет поступившую информацию, которая может не подтвердиться. Но поскольку сотрудники полиции запраграмированы “раскрыть преступление”, искать у вас будут все, что может преступление обнаружить и найдено может быть совсем не то, что изначально было целью проверки.

Полицейская проверка, как дым не бывает без огня, является результатом первоначальной информации, которая попала в полицию и которая может натолкнуть полицейских на мысль о возможности существования преступления и его состава.

Как и от куда подобная информация поступает в полицию?

Информация может быть получена работниками полиции от конкурентов (к сожалению конкуренция существует и среди некоммерческих и религиозных организаций). Как правило такие проверки «заказные» и бороться с ними достаточно сложно). Из заявлений бдительных граждан. а также из расследуемых уголовных дел.Например, когда решением суда признано, что та или иная организация имеет признаки «номинальной». Из сообщений налоговых органов (если организация не уплатила в отведенный ей срок предъявленные к уплате суммы). Если речь идет об уклонении от уплаты налогов, то это может быть информация о конкретных сделках с компаниями «однодневками» и т.д. В основном это касается коммерческих организаций.

“Тревожная” информация может поступить и от сотрудников самой организации (например, сообщения об уплате “серой” заработной платы в конвертах).

Среди рисков попасть под внезапную проверку также создание видимости осуществления хозяйственных операций путем организации формального документооборота, не отражающего фактическую хозяйственную деятельность организации. трансфертное ценообразование с целью переноса налоговой базы на льготные компании (инвалидные, офшоры и т.д.), которые не ведут самостоятельную деятельность, но афилированны с корпоративным центром. Занимаются формальным подписанием договоров, составлением накладных и другой «первички». Заключение «притворных сделок» . Включение в договор условий, в результате которых наступают более выгодные налоговые условия (например лизинг вместо поставки). Заключение «фиктивных сделок» с целью увеличения расходов по налогу на прибыль (НДС): услуги, которые никогда не производились, товары, которые никогда не поставлялись, выплата процентов по фиктивным долговым обязательствам.

Причиной проверки может быть и коррупционная схема, инициированная самими полицейскими. На полицейском жаргоне одна из таких схем, наиболее часто реализуемая в практике надуманных проверок, называется “Обезьяной”.

Полицейские, которые “работают на земле”, обычно хорошо знают контингент организаций и граждан, которые рассматриваются недобросовестными сотрудниками как источник дополнительного дохода. Речь не идет о банальном вымогательстве. полицейские стараются установить с руководством организаций “на их земле” доверительные отношения. Важно помнить, что у профессиональных полицейских со временем происходит профессиональная деформация личности и многие из них обладают серьезными навыками психологического воздействия.Не проявляющий бдительности руководитель организации не заметит, как очень скоро полицейский станет «хорошим другом» организации, внимательным и участливым. Опытный оперативник как медоносная пчела собирает информацию тем, где вы ее никогда не соберете и даже не заметите.И при возникновении “дружеских отношений” с полицейскими может возникнуть ситуация, когда последние будут хорошо осведомлены в том числе и о слабых сторонах организации.Естественно “внезапно” происходит проверка, инициированная по возможно надуманному поводу. ри том проверяющие как будто знали что и где искать. Застигнутый врасплох руководитель организации звонит “знакомому полицейскому”, который “помогает” , естественно не безвозмездно (под видом необходимости откупиться от проверяющих), решить “возникшую проблему”. проблема естественно решается, ведь ее вобщем-то и не было изначально…

Выводом может служить рекомендация: держать разумную «дистанцию» с сотрудниками правоохранительных органов. Осуществлять режим ограничения доступа посторонних лиц к информации организации. И никогда не входить в коррупционные отношения с сотрудниками силовых структур.

Получив «нужную» информацию, зачастую даже не регистрируя материал проверки, работники полиции направляют в организации, подозреваемые в совершении правонарушений, запросы о предоставлении информации и документации. Основаниями для подобных запросов служат два основных нормативно-правовых акта:N 3-ФЗ«О полиции» и N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Следует помнить, что требования уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 17 ч.1 ст.13 Закона «О полиции», обязательны для исполнения в сроки, установленные в требовании, но не позднее 1-го месяца со дня вручения требования. Однако, невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет лишь административную ответственность. Согласно ст. 19.7. КоАп РФ: «Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Все мероприятия полиции в рамках вышеуказанных законов делятся на гласные и не гласные оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ). Гласные ОРМ – проводятся гласно, сотрудник полиции, предъявляет служебное удостоверение, предъявляет основания проведения. Для проведения требуется получение согласия лица, в отношение которого проводятся.

Негласные ОРМ – проводятся негласно, без уведомления лица. Согласия лиц, в отношении которых проводятся не требуется. Проверка в офисе организации – это всегда ГЛАСНОЕ ОРМ!Это важно помнить.

Так, одним из основных оперативно-розыскных мероприятий в рамках проверки является обследование помещений. Это гласное ОРМ.Для производства обследования требуется согласие законного владельца помещения . Порядок и процедура проведения регламентированы специальной инструкцией. Основание проведения обследования – распоряжение за подписью начальник ОВД или его заместителя. В процессе обследования не могут вскрывать запертые помещения, шкафы, сейфы и т.д. Обследование проводится в присутствии не менее 2-х понятых. В ходе обследования гражданам не может быть запрещено общаться между собой и покидать обследуемое помещение.В процессе обследования не может производиться личный обыск и проводиться изъятие личных вещей. Обследование легитимно только в присутствии генерального директора (руководителя) либо представителя организации по доверенности.

Обследование проводится до возбуждения уголовного дела. Его цель – поиск того, что позволит дело возбудить (или отказать в возбуждении уголовного дела, но сотрудник полиции на это незапраграмирован).

Обыск же проводится уже после возбуждения уголовного дела. Согласия на проведение обыска не требуется. Порядок строго регламентирован ст. 162 УПК РФ. Основание проведение – постановление следователя. В процессе уже могут вскрывать запертые помещения. Проводится в присутствии 2-х понятых. Могут изымать предметы и документы. Присутствующим может быть запрещено общаться и покидать помещение. Может проводиться личный обыск и изъятие личных вещей. Важно помнить, что проверка – это не обыск!

Такое гласное ОРМ как опрос, проводится также до возбуждения уголовного дела и с согласия опрашиваемого лица.В ходе опроса даются объяснения,а не показания.Без объяснения причин можно отказаться давать объяснения.Следует также отметить, что по закону сотрудники полиции имеют право получать от граждан объяснения, но граждане не обязаны давать объяснения. То есть право полиции не порождает одновременно обязанность граждан. Ответственность за отказ от дачи объяснений и за дачу заведомо ложных объяснений в законе отсутствует. Для дачи объяснений лицо приглашается, но не может быть принудительно доставлено.

Ответственность за неявку для дачи объяснений также отсутствует.

А вот допрос – это уже следственное действие. Производится в рамках возбуждённого уголовного дела. В процессе допроса даются показания. Проводится допрос независимо от согласия допрашиваемого. Во время проверки в офисе производится опрос! Впрочем и во время допроса возможно отказаться от дачи показаний , сославшись на ст.51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя и своих ближних.

Свидетель при допросе несет ответственность за отказ от дачи показаний, или дачу заведомо ложных показаний. На допрос свидетель вызывается повесткой. В случае неявки по вызову может быть подвергнуто приводу. Одноко, ответственность за неявку или уклонение от явки для дачи показаний свидетеля в законе также отсутствует.

Всегда интересуйтесь целью визита полицейских. проверяйте их полномочия. Помните: они имеют право, а вы не обязаны.

Необходимо отметить, что работники полиции до возбуждения уголовного дела не имеют право принудительно изымать ни копии, ни оригиналы документов. Однако есть прецеденты, когда в ходе осмотра работники полиции изымают документ, попавший в их поле зрения силой или обманом, а потом поясняют, что данный документ был представлен им представителем организации добровольно. Чтобы избежать этого, во-первых – уберите все важные документы в запирающиеся шкафы, а лучше вывезите их из офиса. Во-вторых, если работник полиции что-то нашел и пытается изъять силой – сделайте об этом отметку в Акте осмотра. Но, как показывает практика, если в изъятом документе будут обнаружены данные, свидетельствующие о совершении в компании правонарушений, признать такое изъятие незаконным будет практически невозможно.

Полицейские, пользуясь незнанием гражданами своих прав зачастую парализуют работу предприятий своими требованиями о явке и даче объяснений всеми сотрудниками организации, да еще и по нескольку раз. Конечно, если нет оснований для конфронтации с работниками полиции, то можно явиться и ответить на все интересующие их вопросы. В любом случае Вы не обязаны переносить все свои дела и являться по первому требованию работников милиции. Вы имеете полное право вежливо сообщить полицейскому, что в настоящее время не в состоянии давать объяснения, но можете, например, через неделю в такое-то время.

Возьмите за правило всегда начинать общение с работниками полиции с того, что попросите их представиться и предъявить удостоверение личности. Не спеша перепишите все данные из удостоверения, начиная с фамилии, заканчивая должностью и званием. Если Вы не успели переписать данные, попросите работника полиции еще раз предъявить удостоверение.

В случае отказа обратитесь в службу «02» и сообщите о нарушении со стороны данного работника полиции. Обязательно обратите внимание на срок действия удостоверения, оно может быть просроченное, если это мошенники не чистые на руку работники полиции.

Проверьте номер Распоряжения, позвонив в организацию, руководителем которой оно было вынесено.Сверьте фамилии работников полиции, явившихся в Вашу организацию с теми, что указаны в Распоряжении. Тех работников полиции, кого нет в Распоряжении, попросите вежливо удалиться. Сверьте наименование организации, в которой работники полиции должны провести ОРМ. Оно должно в точности совпадать с наименованием Вашей организации.

Проверьте полномочия работников полиции – какие именно ОРМ они могут выполнить на основании предъявленного Вам распоряжения.

Если угроза проведения проверки деятельности организации стоит достаточно высоко, то желательно исключить в принципе возможность прохода работников полиции на территорию Вашей организации (офиса). Это можно сделать путем установки контрольно-пропускной системы прохода, причем, желательно, что система была полностью автоматической, исключающей человеческий фактор (с роботом и железной дверью не договоришься и не запугаешь).

Система видеонаблюдения существенно ограничивает агрессию представителей правоохранительных органов. Кроме того видеоматериалы служат хорошим доказательством в случае обжалования действий работников полиции.

Очень важно учесть, что видеосъемка в офисе была правильно реализована и регламентирована. В противном случае сама организация может быть привлечена к ответственности.

Если работники полиции проникли в Ваш офис и проводят обследование, то ничто не мешает им изъять компьютеры из офиса. Хотя по закону работники полиции имеют право изымать предметы только при наличии достаточных оснований полагать, что данные предметы или хранящаяся в них информация могли быть использованы для подготовки или совершении правонарушения, но на практике работники полиции сначала изымают компьютеры, а уж потом Вы доказываете, ходя по инстанциям, что изъятие было незаконным. Поэтому, чтобы избежать попадания информации в руки сотрудников полиции, желательно установить систему работы с компьютерами при помощи удаленного сервера. В таком случае на жестких дисках компьютеров, установленных в Вашем офисе не хранится никакой информации, вся она автоматически сохраняется при помощи компьютерной сети на удаленном сервере, находящемся в комнате с железной дверью в другом офисе, а лучше здании.

Помните, что работники полиции – это не истина в последней инстанции.

Внимательно следите за каждым шагом работников полиции, пришедших с проверкой в Вашу организацию. По возможности прикрепите к каждому проверяющему работнику полиции по работнику Вашей организации, чтобы исключить факт фальсификации изымаемых предметов и документов.

Известны случаи, когда в ходе проверки в компании изымались вещи, которых там никогда не было и быть не могло.

В случае выявления нарушений со стороны работников полиции сразу же вносите на это замечание в протокол осмотра. По окончании осмотра требуйте копию данного протокола.

Всегда ставьте под сомнение требования работников полиции.

Помните – Вы не обязаны сиюминутно выполнять указания работников полиции в ходе проверки. Прежде чем отвечать на вопросы работника полиции или выполнять его указания проконсультируйтесь со своим адвокатом или другим специалистом в данной области права.

Работники полиции далеко не так безнаказанны, как многим кажется. Существует несколько структур, которые контролируют и надзирают за деятельностью полиции. В нашем случае- это: вышестоящее руководство, прокуратура и управление собственной безопасности (УСБ МВД). Конечной инстанцией может быть суд. Если действия работников полиции на Ваш взгляд противоречат законодательству или ущемляют Ваши права – составьте жалобу в свободной форме и подайте в указанные органы. В жалобе не нужно подробно расписывать, как именно развертывались действия, и какой диалог между Вами состоялся. Нужно указать, какое конкретно действие работником полиции было совершено, и какую норму закона он при этом нарушил.

Источник: Адвокат Константин Андреев. Журнал «Юридическое религиоведение» №2, 2013г.