дизайн   регистрация торговых марок   брендинг   упаковка   регистрация патентов   дизайн торговой марки    логотип   фирменный стиль
Александр Франц и партнеры
Агентство по брендингу и защите интеллектуальной собственности

«Смешарики» атакуют! Владелец известного мульт-бренда обвиняет «Марию-Ра» в нарушении его прав

Правообладатель товарных знаков на персонажей известного мультсериала "Смешарики" немецкая компания Smeshariki GmbH в арбитражном суде требует наказать за нарушение авторского права одно из подразделений "Марии-Ра" (фирму "Розница 1"). Очередное заседание по этому делу запланировано на 24 сентября. За последние годы Smeshariki GmbH создала себе репутацию одного из самых активных борцов за свои авторские права в России. На сайте арбитражного суда можно найти более 1300 подобных дел с ее участием за 2012–2013 годы. Ранее компания практиковала подачу нескольких десятков исков к небольшим торговым и производственным предприятиям в определенном регионе в течение одного-двух месяцев. В арбитражном суде Алтайского края пока рассматривается только одно дело.

Фото с сайта http://www.politsib.ru/

Сумма иска к "Рознице 1" небольшая — 50 тыс. рублей. В компании "Мария-Ра" к моменту сдачи номера от каких-либо комментариев по этой ситуации воздержались.

По мнению Александра Франца, руководителя компании "Александр Франц и партнеры" (специализируется на регистрации товарных знаков), поводом к судебному разбирательству теоретически могло послужить многое: начиная от того, что в магазины "Мария-Ра" каким-то образом, например, через недобросовестного поставщика, попали нелицензионные товары, либо в каких-то магазинах изображения персонажей мультфильма использовались в оформлении.

"Законодательство по защите авторских прав в России настолько строгое, что даже если в магазине продается лицензионная продукция, но нет разрешения на использование товарного знака в оформлении торговой точки с целью прорекламировать наличие товара, то предпринимателя могут наказать", — говорит Франц. Он считает, что, вероятнее всего, "Мария-Ра" проиграет дело, потому что Smeshariki GmbH ничего не теряет от обострения отношений с крупнейшей региональной сетью, так как "Мария-Ра" для нее непрофильный канал сбыта.

Как правило, в регионах Smeshariki GmbH начинают сразу несколько судебных процессов. Например, в Арбитражном суде Челябинской области с 2010 по 2013 год рассматривалось 47 дел, а в суде Красноярского края с 2011 по 2013 год — 211 дел, в Краснодарском крае за тот же период — 75 дел.

Алексадр Франц рассказал, что около года назад к нему за консультацией обращался алтайский предприниматель, к которому таможня и правоохранительные органы предъявили претензии в

связи с незаконным использованием товарных знаков Smeshariki GmbH. Предприниматель продавал детскую одежду с изображением "Смешариков", произведенную на китайской фабрике без всяких разрешений правообладателя. Но чем закончилась эта история, неизвестно.

Сотни исков

Компания Smeshariki GmbH начала активно защищать авторские права на персонажей мультфильма "Смешарики" в 2010 году. Согласно данным с сайта арбитражного суда, с 1 января по 30 августа текущего года правообладатель подал более 700 исков. По оценке портала retailer.ru, большее количество исков направляют в суды только страховые компании и банки.

По данным этого же портала, большинство исковых требований Smeshariki GmbH не превышают 100 тыс. рублей, но есть и более крупные. Например, иск на 560 тыс. рублей к краснодарской фирме "Виготек". Ответчик изготавливал и продавал торты с фигурками, имитирующими персонажей анимационного сериала "Смешарики". Суд удовлетворил иск частично — на 90 тыс. рублей. Суд принимает сторону истца более чем в 80% дел.

Согласно судебным материалам и публикациям в СМИ, Smeshariki GmbH всегда действуют по одной и той же схеме. В регионе находят представителей интересов компании, чаще всего ими оказываются организации, которые занимаются защитой авторских прав, или полиция. Представитель приходит в торговую точку, покупает товар с изображением "Смешариков", берет чек, затем материалы передаются в суд. В качестве предмета разбирательств в разных регионах оказывалась такая продукция, как детская одежда (носки, колготки, куртки и пр), торты, мебель, мягкие игрушки и др.

Иногда суд встает и на сторону ответчиков. Об одном из таких дел агентству новостей "Доступ" рассказал юрист Василий Московец из Челябинска. В городской кулинарии представитель компании Smeshariki GmbH заказал торт и попросил сделать его с персонажами мультфильма. Когда торт был изготовлен, человек его сфотографировал, а на чеке попросил написать слово "Смешарики". Суд второй и третьей инстанций принял сторону предпринимателя, так как счел, что торт был изготовлен по договору подряда и ответственность за результат несет заказчик.

Исков от Smeshariki GmbH так много, что на различных интернет-площадках уже публикуются рекомендации юристов, как предпринимателю защититься в случае претензий данной компании. Если дело дошло до суда, то можно попытаться доказать, что персонажи на товаре отличаются от "Смешариков" или что факта покупки на самом деле не было и чеки, которые предоставил истец, относятся к другой продукции. Но самая главная рекомендация — проверять документы на товары, поступающие в торговые точки, и не продавать контрафакт.

Справка

Компания Smeshariki GmbH зарегистрирована в Германии, при этом она входит в группу компаний "Рики", которая осуществляет свою деятельность в основном на территории России. В холдинге более 10 подразделений, каждое из которых специализируется на развитии брендов, связанных с мультфильмом "Смешарики", в определенной нише. Например, "Продюсерский центр" занимается созданием мультипликационных проектов с нуля и их развитием, "Смешарики. Остров" отвечает за открытие в регионах центров раннего развития для детей дошкольного возраста, "Мармелад Пром" производит игрушки и сувениры, "Умная Маша" выпускает книги и другую печатную продукцию и т. д.По данным портала retailer.ru, в настоящее время Smeshariki GmbH и "Мармелад Медиа" работают более чем с 60 лицензиатами, в России создана франчайзинговая сеть, состоящая из 50 магазинов и клубов под брендом "Смешарики".

На Smeshariki GmbH в России зарегистрировано 39 товарных знаков. По данным Александра Франца, с 2004 года товарные знаки, связанные с мультфильмом "Смешарики", регистрировались на одноименную фирму с адресом в Санкт-Петербурге. В 2009–2010 годах знаки начали перерегистрировать на Smeshariki GmbH, зарегистрированную в Мюнхене. Таким способом, по словам Франца, российские компании стремятся уберечь свою собственность от рейдерского захвата либо выводят прибыль за рубеж — легально, как роялти от сдачи этих знаков в аренду. Источники: http://www.riki-group.ru, http://www.retailer.ru.

Победил Крош

Агентство новостей "Доступ" посчитало, кого из поддельных смешариков чаще всего продают в Челябинске. Самым популярным в этом смысле оказался Крош (18 дел), затем в порядке убывания следуют Нюша (17 дел), Кар Карыч (16 дел), Копатыч (11 дел), Лосяш (10 дел), Совунья и Пин (9 дел), Ежик (8 дел), Бараш (7 дел). А вот изображения Биби на контрафактной продукции представителями правообладателя пока не обнаружено (по данным на январь 2013 года).

Источник: http://www.dostup1.ru.